АвторъСообщеніе



Постъ N: 2
Зарегистрированъ: 24.09.07
Откуда: Бълоруссiя, Минскъ
ссылка на сообщеніе  Отправлено: 26.09.07 16:58. Заголовокъ: Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского на битву с Мамаем


Александр Меленберг

Сергий Радонежский не благословлял Дмитрия Донского на битву с Мамаем


21 сентября исполняется 625 лет Куликовской битве. Победа на Куликовом поле, безусловно, является одним из самых значительных событий в истории России. Как и всякое явление подобного масштаба, с годами ее стали сопровождать всевозможные домыслы, добавления, "новые подробности", присочиняемые, как правило, с благими намерениями. В какой-то момент такие виртуальные факты вдруг выходят на первый план, делаются не просто историческим штампом, а непреложной истиной. В истории Куликовской битвы такого рода "истины" тоже встречаются.

Тест текстологический

Памятники древнерусской письменности, в которых отражены события 1380 г., давно выявлены в особый блок как "произведения куликовского цикла".

Первыми из них по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и аналогичная ей по содержанию статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот, при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается. Следовательно, ни о каком благословении им великого князя не идет и речи.

Второе по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. передает Новгородская 1-я летопись. Специалисты считают ее также восходящей к своду 1409 г. В том смысле, что он являлся первоисточником для новгородского автора летописи. Сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого грандиозного события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать.

И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.

В то же время новгородский автор сообщает интересный факт, который никак бы не мог увидеть свет в предыдущих повествованиях московских авторов: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать... Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.

Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской 4-й летописей. Обе они восходят к общему протографу - Новгородско-Софийскому своду 30-х гг. XV в. Но при этом рукопись Софийской 1-й летописи датируется специалистами 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской 4-й еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить не приходится.

Сто лет прошло, и в летописях впервые упомянуто имя Сергия Радонежского. Но совсем не в том контексте, в каком связывают его с Куликами нынешние апологеты: "И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа". Но никакого столь трогательно сейчас многими описываемого посещения в августе 1380 г. великим князем Дмитрием, будущим Донским, Троице-Сергиева монастыря и получения им личного благословения и напутствия от настоятеля старца Сергия в летописном источнике не было. А было письменное пожелание удачи (если пошел, значит, иди до конца, и да помогут тебе...), пришедшее на Дон 6 сентября 1380 г., за два дня до сражения.

Все вышеупомянутые произведения куликовского цикла относятся к предмету истории, а вот следующий по времени памятник цикла - это уже литература. "Задонщина" - поэтическое произведение на мотив и в стиле "Слова о полку Игореве". Авторство этого сочинения связывают с именем Софония Рязанца.

Имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.

На самом древнем списке "Задонщины" имеются отметки либо автора, либо переписчика, даты: 1470, 1475, 1483 гг. и даже указание, что 8 сентября 6988 г. Куликовской битве "прешло лет 100". То есть для читателя сюжет покрыт если не дымкой тумана, то неким флером давно прошедшего времени. Как для нас русско-японская война. И читатели конца XV в. знали, конечно, о факте Куликовской битвы, но детали им были уже недоступны.

Прошел еще какой-то отрезок времени, и на основе "Задонщины" в начале XVI в. появился прозаический литературный текст "Сказание о Мамаевом побоище". Здесь автор уже подпускает в сюжет массу фантазий и новых коллизий, способствующих поддержанию интриги в его романе. Вот здесь-то Сергий Радонежский уже благословляет Дмитрия Донского по полной программе: и устно в Троицком монастыре, и письменно на Дону. Отсюда и черпают вдохновение все ныне с жаром говорящие о благословении великим старцем великого князя. Согласитесь, в обыденной жизни довольно странно и даже нелепо выглядят попытки принимать эпизоды литературного сюжета за чистую монету, да еще и истово убеждать в том окружающих.

С легкой руки Карамзина утвердился тезис о духовном участии Сергия Радонежского в подготовке похода на татар. Он написал буквально следующие строки: "...Димитрий, устроив полки к выступлению, желал с братом своим Владимиром Андреевичем, со всеми князьями и воеводами принять благословление Сергия, игумена далекой Троицкой обители... Летописцы говорят, что он предсказал Димитрию кровопролитие ужасное, но победу -смерть многих героев православных, но спасение великого князя; упросил его обедать в монастыре, окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, Александра Пересвета и Ослябю, из коих первый был некогда боярином Брянским и витязем мужественным. Сергий вручил им знамение креста на схимах и сказал: "Вот оружие нетленное! Да служит оно вам вместо шлемов!.."

Известно, что в своем труде Карамзин фактически пересказывал содержание Синодальной 365-й и Никоновской летописей, где-то литературно закругляя, а где-то заостряя сюжетную линию. Если заглянуть в указанную Синодальную летопись, которая, кстати, была написана довольно поздно, в середине XVI в., то легко обнаружить, что статья под 1380 г. в ней заменена вышеуказанным "Сказанием о Мамаевом побоище". Каковое и процитировал Карамзин.

Тест агиографический

Автор "Сказания" жил все-таки в средние века, а посему вряд ли посмел бы так вольно обращаться с фактами из биографии преп. Сергия Радонежского. Он, конечно, мог придумывать детали, но фактура должна была оставаться канонической, иначе не миновать ему скорого на расправу церковного суда. И автор "Сказания" действительно почерпнул подоснову встречи преподобного старца с великим князем в житии Сергия Радонежского, составленном Пахомием Сербом.

Первоначальное житие преп. Сергия Радонежского было создано в 1418-1419 гг. монахом Епифанием. Из текста видно, что Епифаний, будучи постриженником Троицкого монастыря, лично знал Сергия, по крайней мере, в течение последних двадцати лет его жизни, от 60-х гг. до 1392 г.

Работая над житием, Епифаний параллельно поместил биографические сведения о Сергии Радонежском в им же составляемую летопись (современное ее название -Троицкая, по месту создания). Его тексты важны тем, что, лично зная Сергия, он не мог утрировать как основные черты характера Преподобного, так и некоторые важные события монастырской жизни. Тем более что читателями жития были здравствующие ученики и постриженники преп. Сергия. В Епифаниевом житии нет эпизода с благословением Дмитрия Донского.

Нет его и в более раннем произведении Епифания "Слово похвально преподобному отцу нашему Сергию". Оно было написано по случаю освящения новой соборной церкви 25 сентября 1412 г., в 20-ю годовщину смерти Преподобного. А уж если бы благословение на битву с татарами имело место быть, то Епифаний как свидетель этого мощного патриотического жеста со стороны Сергия Радонежского, вне всяких сомнений, выделил бы этот факт в похвалу старцу. Но - нет!

В 1432-1445 гг. труд Епифания подвергся существенной переработке, которую провел выходец с Афона сербский агиограф Пахомий Логофет. В дошедших до нас трех пахомиевых редакциях исторический колорит выхолощен и заменен нравоучительными общими местами со многими заимствованиями из житий восточных святых.В житии авторства Пахомия читаем, что Дмитрий Донской, отправляясь на битву с Мамаем, говорит преподобному Сергию: "аще убо Бог поможет ми млитвами твоими, то пришед поставлю церковь во имя Пречистыа Владычица нашя Богородица честнаго Еа Успениа и монастырь съставлю общаго житиа". Ниже читаем, что после победы на Куликах Сергий "призва же и княза великаго и оснавата церковь, иже и вскоре сътворише церковь краску во имя Пречистыа на Дубенке и съставишя обще житие".

Успенский Дубенский монастырь действительно существовал и располагался приблизительно в 50 км северо-восточнее Москвы, у села Стромынь, близ ныне широко известной Черноголовки.

В уже упоминавшейся Троицкой летописи под 6887 г. (то есть под 1379-м) значится: "Того же лета игумен Сергии, преподобный старець, постави церковь въ имя святыя Богородиця честнаго ея Успениа <...> на реце на Дубенке на Стромыне и мнихи совокупи... А свещена быстъ та церкви тое же осени месяца декабря в 1 день на память святаго пророка Наума. Сии же монастырь въздвиже Сергии повелением князя великого Дмитриа Ивановича".

Здесь не указано, что Успенский Дубенский монастырь возведен именно в честь победы на Куликовом поле. Зато твердо указано время освящения его соборного храма - 1 декабря 1379 г. За десять месяцев до сражения на Куликах!

А между тем Троицкая летопись вошла в летописный свод 1409 г., иными словами, с этого времени была доступной для прочтения. То есть во время, когда живы были еще свидетели событий 1380 г. Понятно, что Пахомий Серб, ознакомившийся с ней через 20 лет, творчески переработал вышеуказанный текст в нужном ему направлении. Но не учел, что Куликовская битва произошла 8 сентября, в день праздника Рождества Богородицы. Ведь совершенно ясно, что обетный монастырь в этом случае должен быть посвящен Рождеству, а никак не Успению Богородицы, которое празднуется 15 августа. Например, Бобренев монастырь под Коломной, построенный на средства героя Куликовской битвы воеводы Дмитрия Боброка, наименован в честь Рождества Богородицы.

Следует еще попутно заметить, что Пересвет и Ослябя были похоронены в Симоновом монастыре в церкви, кстати, тоже в честь Рождества Богородицы. Опять же совершенно очевидно, если бы они были насельниками Троице-Сергиева монастыря, то их бы предали земле по месту жительства.

Тест церковно-исторический

Глубоко погружаться в слишком специальные и скучные для массового читателя текстологию с агиографией, собственно, и не следует. Достаточно просмотреть более динамичные страницы русской церковной истории.

В "Сказании о Мамаевом побоище" утверждается, что, получив благословение Сергия Радонежского, Дмитрий Иванович прибыл в Москву. Горячо молился в Кремле, в Архангельском соборе и получил благословение на поход против татар у митрополита всея Руси Киприана.

Н.М. Карамзин, усердно переписывая "Сказание", тем не менее выбросил из своей "Истории" этот эпизод. Потому что прекрасно знал: в 1380 г. митрополита Киприана в Москве не было и быть не могло. Более того, Дмитрий Донской никогда бы не попросил у него благословения.

С 1355 г. на Руси формально правящим архиереем был митрополит Алексий. Но его не признавали в так называемой Литовской Руси (Киев, Смоленск) и в соперничающей с Москвой Твери. В 1375 г. константинопольский патриарх рукоположил в митрополиты всея Руси местного церковного деятеля Киприана. При живом и действующем митрополите Алексии. Правда, тому было уже 8з года, и греки надеялись, что ему недолго осталось, а Киприан, далекий от московского влияния, сумеет объединить всю русскую митрополию.

Напрасно надеялись, потому что у Дмитрия Ивановича был свой кандидат - промосковски настроенный и лично всем обязанный великому князю епископ Михаил.

Алексий скончался 12 февраля 1378 г. С этого момента в русской церкви началась открытая борьба двух группировок. Одна из них поддерживала Киприана, другая - Михаила, который по повелению Дмитрия Ивановича был собором русских епископов возведен в сан митрополита. Наиболее активными сторонниками Киприана выступали игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский и его племянник игумен Симонова монастыря Феодор. Именно с ними вел переписку Киприан, находившийся в Киеве.

Киприан решил действовать наступательно и без княжеского приглашения выехал в Москву. В первом дошедшем до нас послании Сергию и Феодору от 3 июня 1378 г. Киприан пишет: "...еду к сыну своему ко князю великому на Москву... Вы же будите готовы видетися с нами, где сами погадаете".

Дмитрий приказал не пропускать незваного гостя к Москве. Его люди обошлись с митрополитом довольно грубо: надавали тумаков, ограбили и отправили назад в Киев. Кроме того, великий князь приказал перехватить монахов, посланных Сергием и Феодором для связи к Киприану - "послы ваша розослал" - как сказано во 2-м послании Киприана к тем же адресатам. В этом послании от 23 июня 1378 г. Киприан предал анафеме великого князя Дмитрия, будущего Донского, его бояр и митрополита Михаила. Таким образом, все они были отлучены от церкви.

Ответ Сергия Радонежского и Феодора Симоновского митрополиту Киприану до нас, к сожалению, не дошел. Но то, что он был весьма благоприятным для Киприана, можно судить по 3-му посланию к этим лицам от 18 октября 1378 г.: "Елико смирение и повиновение и любовь имеете к святей божией церкви и к нашему смирению, все познал есьм от слов ваших. А како повинуитеся к нашему смирению, тако крепитися".

Сергий Радонежский и круг его собеседников и сотаинников из подмосковных монастырей, вне всякого сомнения, поддерживали анафемствование великого князя.

Летом следующего 1379 г. борьба церковных группировок обострилась. Наиболее авторитетный сторонник Киприана (и ученик Сергия Радонежского!) епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, единственный из архиереев, дерзнувший выступить против воли великого князя, вознамерился отправиться в Константинополь, чтобы там просить о помощи патриарха. Дмитрий Иванович распорядился посадить его под арест. Дионисий же обратился к великому князю с просьбой: "Ослаби ми и отъпусти мя, да живу по воле. А уже к Царюграду не иду без твоего слова. А на том всем поручаю тебе по себе поручника старца игумена Сергия".

То есть Сергий Радонежский, моральный авторитет которого, несмотря на всю его оппозицию великому князю, все-таки что-то да значил в сознании Дмитрия Донского, дал слово, что Дионисий не поедет в Константинополь, не расскажет там об отлучении московского владыки от церкви. Дионисия отпустили, и он... "бежанием побежа к Царюграду".

Никоновская летопись под июлем 1379 г. показывает реакцию Дмитрия Донского: "И печаль бысть о сем великому князю... и негодование на Дионисия, еще же и на преподобнаго игумена Сергия..."

* * *

Из вышеизложенного ясно, что отношения Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, сложившиеся перед Куликовской битвой, не были таковы, чтобы просить и получать благословение. В XIV в. это было всем ясно. Но XV и XVI вв. возникла необходимость подвести под действия светской власти священную санкцию. Было ли это связано с завершением собирания русских земель и развитием идеи "Москва - третий Рим" или с окончательным освобождением от власти татар - сейчас трудно сказать. Однако понятно, что возникновение легенды о благословении Дмитрия преподобным Сергием - это яркий пример большого государственного пиара, который и сегодня продолжает успешно работать.





Эта статья резко подверглась критике одного молодого ультраортодокса на форуме ЦДРМ

http://www.cdrm.ru/ibforum/index.php?showtopic=3888

На что был получен ответ (видно, историка)в3-х постах:


Цитата:
Ваши высказывания очень резки по форме, но совершенно ошибочны по содержанию.
Кратко (если интересно, можно подробнее).
1. В Никоновской летописи - поздняя редакция Жития Сергия, которая зависит от Сказания о Мамаевом побоище. И Ник., и Сказание - памятники поздние (16 в.) и недостоверные.
2. Визит Дмитрия Донского в монастырь к Сергию встречается ТОЛЬКО в поздних и недостоверных источниках.
3. Благословение Сергием Дм. Донского перед Куликовской битвой маловероятно и по другой причине. Сергий был сторонником канонического митр. Киприана, которого Дмитрий прогнал из Москвы (во время Куликовской битвы Киприана в Москве не было).
4. Если что-то и было (есть довольно раннее свидетельство о присылке Сергием грамоты с благословением), то, по-видимому, перед битвой на Воже 1378 г.
История Куликовской битвы вообще предельно мифологизирована. Одни Пересвет с Ослябей чего стоят!
Так что комментировать очень даже надо.
Что касается самой статьи, то она, хотя и не научная, но вполне грамотная. Ошибки есть, но довольно мало. Например, не Троицкая летопись вошла в свод 1409 г., а свод 1409 г. - источник Тр., которая сама была составлена, вероятно, где-то после 1420-х гг; "Новгородско-Софийский свод" (общий источник Н4-С1-НК) должен датироваться не 1448 г., как думал Шахматов, а несколько более ранним временем; "Задонщину" уже не связывают с именем Софония Рязанца. Сути дела это, впрочем, не меняет. "Задонщина", между прочим, - текст как раз, по-видимому, ранний, может быть, вообще по горячим следам после битвы написанный. Но там ничего о Сергии не говорится. А Пересвет изображён сражающимся во время боя (что, разумеется, исключает рассказ Сказания о поединке Пересвета с Темир-Мурзой/Челубеем). Монахами, кстати, Пересвет с Ослябей впервые становятся именно в "Сказании" - памятнике начала 16 в.
И ещё. Вот, г-н Fireguard, Вы кто по профессии? Явно не историк. Так на каком основании Вы беретесь поучать других людей, как им изучать источники? Надо не "копаться в интернете", а изучить, прежде всего, специальную литературу по теме. Ссылаться тут на Голубинского просто смешно. Голубинский был без преувеличения выдающимся человеком (в частности, ему, наряду с Н.Ф. Каптеревым, принадлежит громадная заслуга в деле опровержения мифа о злобных справщиках-старообрядцах, испортивших русские богослужебные книги). Но в данном вопросе он безнадежно устарел, поскольку в его время летописная текстология просто не была известна. Она была установлена в целом только после работ Шахматова. Конкретно по проблеме чрезвычайно важны работы Я.С. Лурье и В.А. Кучкина. Так вот статья Меленберга (кажется, так) - упрощенное и не во всем точное изложение, действительно, современной научной точки зрения на проблему.


,

Цитата:
1. В ранних редакциях "Жития" Сергия, действительно, говорится в общем плане о благословении Дмитрия Донского на борьбу "противу безбожных". С этим никто и не спорит. Но не говорится, ПЕРЕД КАКИМ сражением это имело место. Почему Вы решили, что это благословение перед Куликовской битвой? Вот в летописях, отражающих НСС, говорится не о приезде Дмитрия в монастырь, а о том, что Сергий прислал ему грамоту с благословением. Как Вы решите эту проблему? Какой вариант достоверен?
2. У Сергия с Дмитрием Донским были не "отдельные", а принципиальные разногласия. Князь хотел поставить митрополитом своего духовника, Митяя, а канонического митрополита дважды выгонял из Москвы, да так, что тот смог вернуться в Москву только после смерти Дмитрия.
3. Повторяю. Никоновская летопись и все, что там находится, - это вообще не источник для истории 14 в. Поэтому обсуждать ее не стоит. Я же говорю, почитайте серьезную литературу на эту тему.
4. Сразу отвечу и про Пересвета с Ослябей. Показательно, как от ранних источников к поздним (недостоверным) нарастает вал информации о них. Между тем, почти все, что мы знаем по учебникам (типа поединка Пересвета с Челубеем) происходит в основном из Сказания о Мамаевом побоище, доверять которому ни в коем случае нельзя. В ранних источниках не говорится, кстати, и о том, что они были монахами Троицкого монастыря.
5. Житие Сергия Радонежского, дошедшее до нас в поздних редакциях, отнюдь не самый достоверный источник по Куликовской битве. Самые ранние и достоверные источники - краткие летописные повести в Тр.-Рог.-Сим. (восходит к своду 1409 г. митр. Киприана) и в Новгородской первой летописи. Это ранние и НЕЗАВИСИМЫЕ друг от друга источники. Так вот ни там, ни там о благословении Сергия вообще не говорится. Что чрезвычайно странно, особенно в первом случае (Тр. непосредственно связана с Троицким монастырем, прославляет Сергия, туда было включено Похвальное слово Сергия - где тоже о благословении ничего не говорилось). Пересвет в рассказе Тр.-Рог.-Сим. упоминается, но ничего не говорится о его связи с Сергием и о том, что он был монахом.
Так, что ГЛАВНЫЙ вывод статьи - абсолютно справедлив.


и

Цитата:
Да, еще очень важная деталь. Вы не заметили важнейшего аргумента, приведенного в статье. В "Житии" говорится, что после Куликовской битвы по обету был основан монастырь. Действительно, Успенский монастырь на р. Дубенке был основан. Но в 1379 г. Т.е. ДО битвы. Это автоматически уничтожает всю аргументацию сторонников классической версии. Правда, в статье есть неточность. Но основании того, что обетный монастырь обязательно должен был быть Рождественским, ставится под вопрос вообще, что он мог быть основан по обету. Это между тем безосновательно. Он вполне мог быть освящен в честь того праздника, который был ближе всего не к дате события, а к дате основания (такие примеры есть).
В общем, остается 2 варианта. Либо благословения вообще не было, и это все поздние предания. Либо оно было (в какой форме, сказать сложно, но явно не в той цветистой, что представлена в "Сказании о Мамаевом побоище" и поздней агиографической литературе), но перед битвой при Воже 1378 г. Я лично склоняюсь ко второму варианту. Но голову на отсечение за это не дам .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Отв&#1123;тить
Отв&#1123;товъ - 1 [только новые]


администраторъ




Постъ N: 57
Зарегистрированъ: 22.01.07
Откуда: Б&#1123;лоруссiя, Минскъ
ссылка на сообщеніе  Отправлено: 29.09.07 21:29. Заголовокъ: Re:


Очень жаль, что люди подхватываютъ и распространяютъ гадости наподобіе этой статьи. Православному человѣку не стоитъ ожесточенно искать опроверженія этимъ мерзостямъ въ первоисточникахъ, нужно лишь увидѣть истинную цѣль данной публикаціи – поколебать Вѣру Русскаго человѣка въ свою страну и исторію, которые неотдѣлимы отъ Православія. Для пущей простоты достаточно обратить вниманіе на фамилію автора (Меленбергъ), которая говоритъ сама за себя. Куликовская битва – это не вопросъ исторической достовѣрности, а прежде всего символъ народнаго единенія. Подходить къ нему съ раціоналистическихъ позицій, по меньшей мѣрѣ, глупо, такъ же какъ пытаться понять Священное Писаніе съ точки зрѣнія логики. Результатъ будетъ нулевой. Вѣра – ключъ, который открываетъ путь истиннаго знанія, дарованнаго намъ Господомъ. Тѣхъ, кто не можетъ этого понять - мнѣ искренне жаль. Впредь подобные посты будутъ удаляться какъ хула на Православную Вѣру (смъ. Правила форума).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Отв&#1123;тить
Отв&#1123;тъ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифтъ малый шрифтъ надстрочный подстрочный заголовокъ большой заголовокъ видео съ youtube.com картинка изъ интернета картинка съ компьютера ссылка файлъ съ компьютера русская клавіатура транслитераторъ  цитата  кавычки моноширинный шрифтъ моноширинный шрифтъ горизонтальная линія отступъ точка LI б&#1123;гущая строка оффтопикъ свернутый текстъ

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участникъ сейчасъ на форум&#1123;
- участникъ вн&#1123; форума
Вседаты въ форматѣ GMT.   2 час. Просмотровъ сегодня: 0
Права: улыбки да, картинки да, шрифты да, голосования н&#1123;тъ
аватары да, автозамена ссылокъ откл., преревизія вкл., правка н&#1123;тъ