АвторъСообщеніе
moderator




Постъ N: 16
Зарегистрированъ: 09.02.07
ссылка на сообщеніе  Отправлено: 08.04.07 12:26. Заголовокъ: Черная Сотня Святой Руси


Не пытаюсь воровать название у будущего фильма студии "Куликово Поле", но вот такая вот получается интересная картинка:

(осторожно большой файл)

Черносотенцы причисленные к Лику Святых и некоторые деятели Черносотенного Движения в России



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Отвѣтить
Отвѣтовъ - 4 [только новые]


moderator




Постъ N: 32
Зарегистрированъ: 04.01.08
Откуда: Россiя, Москва

Замѣчанія: За хулу на Вѣру и Святаго Мученика Царя Николая II.',
ссылка на сообщеніе  Отправлено: 19.02.08 13:41. Заголовокъ: Студент-черносотенец..


Студент-черносотенец
Владимир Степанович Голубев (1891-1914)
http://www.rusk.ru/st.php?idar=103894



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Отвѣтить
moderator




Постъ N: 33
Зарегистрированъ: 04.01.08
Откуда: Россiя, Москва

Замѣчанія: За хулу на Вѣру и Святаго Мученика Царя Николая II.',
ссылка на сообщеніе  Отправлено: 19.02.08 13:42. Заголовокъ: 100 лет Союзу Русско..


100 лет Союзу Русского Народа: Статьи и материалы, посвященные истории Черной Сотни

http://www.rusk.ru/tema.php?idaid=15

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Отвѣтить
moderator




Постъ N: 34
Зарегистрированъ: 04.01.08
Откуда: Россiя, Москва

Замѣчанія: За хулу на Вѣру и Святаго Мученика Царя Николая II.',
ссылка на сообщеніе  Отправлено: 19.02.08 13:43. Заголовокъ: Черная Сотня Энцикло..


Черная Сотня
Энциклопедический словарь русского православно-монархического движения


"Русская Линия" открывает новый проект. В очередном выпуске "Вестника РЛ" мы начинаем публикацию материалов словаря "ЧЕРНАЯ СОТНЯ". Энциклопедический словарь русского православно-монархического движения".
Необходимость подготовки и издания такого словаря давно назрела, ведь мы так мало знаем о славном и скорбном пути монархистов-черносотенцев. История русского монархического движения либо извращена и оболгана, либо является предметом спекуляций полуобразованных шарлатанов. Так не должно быть! Нам нужны точные данные о монархическом движении, чтобы понять логику становления и развития Черной Сотни. Нам нужно помнить о тех, кто не убоялся встать на пути разбушевавшейся революционной стихии.
Словарь задуман, как энциклопедический, т.е. в нем будут представлены статьи, дающие максимально полный портрет монархического движения. Тематически словарь будет включать следующие статьи.

1. Персоналии: идеологи православно-монархического направления (И.В. Киреевский, М.Н. Катков, Н.Я. Данилевский, Л.А. Тихомиров, К.П. Победоносцев и др.); руководители и активные участники черносотенного движения; лица поддерживавшие и сочувствовавшие монархистам, но по разным причинам не принимавшие активного участия в деятельности Черной Сотни.

2. Монархические (патриотические) союзы и организации, такие как Союз Русского Народа, Русское Собрание и др.

3. Общероссийские и частные съезды и совещания русских людей.

4. Руководящие органы Черной Сотни.

5. Православно-монархические газеты и журналы.

6. Наиболее важные сочинения идеологов монархизма, своего рода вехи на пути формирования русского самосознания ("Монархическая государственность" Л.А. Тихомирова, "Наши задачи" И.А. Ильина, "Византизм и славянство" К.Н. Леонтьева и т.д.).

7. Основные понятия, идеи и лозунги православно-патриотического миросозерцания: "Православие, Самодержавие, Народность", "Черная Сотня" и др.

8. Ряд слов, не подходящих ни под одну из этих рубрик, напр., "Братство Воскресения Христова", "Движение потешных", "Дело Бейлиса", "Дом "Русского Собрания", "Икона Покрова Монархическая", "Книга русской скорби", "Монархические праздники" и др.

Подготовка такого словаря - наша дань памяти тем, кто принял мученическую кончину и претерпел гонения за Веру, Царя и Отечество. Подготовка словаря - наш долг перед теми, кто вступает на путь служения Святой Руси.

Подготовкой словаря занимается сотрудник "Русской Линии" Анатолий Дмитриевич Степанов (as@rusk.ru). Он является автором концепции и большинства словарных статей. В подготовке словаря согласились принять участие и другие специалисты, занимающиеся историей патриотического движения в России. К сожалению, судьба многих русских патриотов-черносотенцев до сих пор неизвестна. "Русская Линия" обращается ко всем читателям, имеющим возможность и желающим принять участие в этом нужном и благородном деле, присылать нам свои материалы и статьи. Просим также обращать наше внимание на встреченные Вами ошибки и опечатки в текстах.

Участники Съезда Русских Людей в Москве (1909): 1 - Свмч. протоиерей Иоанн Восторгов; 2 - Свмч., архимандрит (впоследствии епископ) Макарий (Гневушев); 4 - председатель Союза Михаила Архангела В.М. Пуришкевич; 5 - председатель Одесского Союза Русских Людей Н.Н. Родзевич; 6 - депутат Государственной Думы Г.А. Шечков; 14 - иеромонах (впоследствии митрополит) Нестор (Анисимов); 18 - член Государственной Думы протоиерей Дмитрий Машкевич.

Оглавление:

ВАРФОЛОМЕЙ (в миру Городцов Сергей Дмитриевич), Митрополит Новосибирский и Барнаульский (5.07.1866-19.05(1.06).1956), участник монархического движения на Кавказе, почетный председатель Тифлисского патриотического общества.

ВОСТОРГОВ, о. Иоанн Иоаннович (20.01.1864-23.08(5.09).1918), свмч., протоиерей, выдающийся проповедник, один из руководителей Черной Сотни.

ЛЕВАШЕВ, о. Павел Никанорович (17.12.1866-9(22).12.1937), свмч., протоиерей, активный участник черносотенного движения, первый законоучитель гимназии Русского Собрания (РС).

МАКАРИЙ(в миру Гневушев Михаил Васильевич) свмч., Епископ Орловский и Севский, (сентябрь 1858 - 22.08(4.09).1918), выдающийся проповедник и духовный писатель, участник монархического движения, товарищ председателя Русского Монархического Союза (РМС), член Совета Монархических Съездов.

РУССКОЕ СОБРАНИЕ (РС), первая русская православно-монархическая организация.

ЩЕГЛОВИТОВ Иван Григорьевич (13.02.1861-23.08(5.09).1918), видный государственный деятель предреволюционной поры, твердый монархист, председатель Совета Монархических Съездов.


--------------------------------------------------------------------------------

ВАРФОЛОМЕЙ (в миру Городцов Сергей Дмитриевич), Митрополит Новосибирский и Барнаульский (5.07.1866-19.05(1.06).1956), участник монархического движения на Кавказе, почетный председатель Тифлисского патриотического общества

Родился в семье священника в Рязанской губернии. Окончил в 1880 г. Духовное училище, в 1886 г. Рязанскую Духовную семинарию, в 1890 г. Санкт-Петербургскую Духовную академию, кандидат богословия. С 1890 г. служил помощником инспектора Могилевской Духовной семинарии. В 1892 г. переведен в Тифлис, где архиепископом Владимиром (Богоявленским), Экзархом Грузии 11 декабря 1892 г. рукоположен во диакона, а 13 декабря во иерея и назначен вторым священником Александро-Невской церкви. С 1 января 1893 г. заведующий Второй миссионерской (Казанской) церковью, в 1903 г. возведен в сан протоиерея. С 28 декабря 1905 г. законоучитель и инспектор классов Иоанникиевского епархиального женского училища, затем до 1918 г. был настоятелем церкви св. блгв. князя Михаила Тверского. За диссертацию на тему "Книга Иова" был удостоен степени магистра богословия. О. Сергий активно участвовал в жизни Грузинского экзархата: он был председателем миссионерского братства, председателем епархиального училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем школы слепых. Не меньшую активность он проявлял и в общественной деятельности, направленной на борьбу с теми, кто стремился к отторжению от России кавказской окраины. Будучи убежденным монархистом и твердым борцом за русское дело на Кавказе, он был избран в 1906 г. почетным членом Тифлисского патриотического общества, наиболее активной и крупной черносотенной организации на Кавказе. От имени Общества он прислал приветственную телеграмму в адрес Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 г. (3-й Съезд), в которой писал: "Живя на окраине, мы глубоко чувствуем, что возрождение России может быть совершено только внутренней мощью искренно Русского Православного Народа... Молим Бога вместе с нашим Царем-Самодержцем, чтобы на этом Съезде явились истинные богатыри мысли и дела в посрамление всем врагам самобытного расцвета мощи Русского Народа... С нами Бог, с нами сила крестная, с нами вера в правоту нашего святого дела" (6, с.193). В январе 1907 г. патриотическая Россия была потрясена известием о покушении на священника Сергия Городцова. Но Господь уберег Своего служителя, и, тяжело раненый шестью пулями, он выжил. Оправившись от ран, он вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество. Прислал приветствие Съезду Русских Людей в Москве 27 сентября-4 октября 1909 г. (Съезд "Восторговский").

Революционные потрясения 1917 г. заставили о. Сергия покинуть Тифлис, где он прослужил 26 лет. В 1918 г. он уехал в Баку, где служил в церкви в так называемом "черном городе" до 1923 г., когда был арестован и приговорен к ссылке в Уфу. В 1924 г. дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где находился до 1926 г. Когда о. Сергий был в заключении, скончалась его жена. По отбытии срока он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до начала 1931 г. По окончании ссылки был определен на жительство в город Богучары Воронежской области. И только в 1935 г. получил приход в Клинском районе Московской области.

29 мая 1942 г. в Казанском соборе Ульяновска принял монашеский постриг с именем Варфоломей, 31 мая там же митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) хиротонисал его во епископа Можайского, викария Московской епархии. 1 июня за немалые церковные труды возведен в сан архиепископа. С ноября 1942 г. архиепископ Ульяновский, а с 8 августа 1943 г. и до самой кончины возглавлял Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Член Архиерейского Собора 8 сентября 1943 г., избравшего митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. Временно управлял рядом епархий: Иркутской в 1943-1948 гг., Владивостокской в 1947-1948 гг., Красноярской в 1947-1948 гг. и Семипалатинской в 1950-1951 гг. 24 апреля 1949 г. возведен в сан митрополита. 8 декабря 1949 г. утвержден в звании почетного члена Московской Духовной академии. 24 июня 1951 г. удостоен звания доктора богословия. Скончался в Новосибирске, погребен в Вознесенском кафедральном соборе, в приделе прп. Серафима Саровского.

Написал много статей на богословские темы, акафистов, составил службу свт. Иоанну Тобольскому. В 1949 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме Созоненок в секретной характеристике на владыку написал: "Архиепископ Варфоломей - фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно - к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст" (4, с. 48). Такая оценка дорого стоит.

Соч.:

1. Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневники, статьи, послания / Вст. биографический очерк протоиерея Б. Пивоварова. - Новосибирск, 1996.

Лит.:

2. За Христа пострадавшие. Гонения на русскую Православную Церковь. 1917-1956. Биографический словарь. Т. 1. А-К. - М., 1997.

3. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. - Интернет-сайт Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. (http:// www.pstb.ccas.ru).

4. "По характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает" // ЖМП. - 1999. - N6.

5. Резникова И. Православие на Соловках. - СПб., 1994.

6. Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. - Киев, 1906.

7. Die Russischen Orthdoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Metropolit Manuil (Lemesevskij). - Erlangen, 1979-1989. Т. 2.

Архив:

ГАРФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76. Л.30.


--------------------------------------------------------------------------------

ВОСТОРГОВ, о. Иоанн Иоаннович (20.01.1864-23.08(5.09).1918), свмч., протоиерей, выдающийся проповедник, один из руководителей Черной Сотни.

Из семьи священника поселка Кирпильского Кубанской области. Его отец, Иоанн Восторгов-старший, переселившийся на Кубань из Тульской губернии, умер, не успев поставить на ноги детей: двух мальчиков и девочку. Старший сын Иван в 1883 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию и получил должность псаломщика (по молодости лет правящий архиерей не благословил юношу на принятие священства). Стеснительное материальное положение семьи вынудило его искать дополнительный заработок, и он стал учителем русского языка в Ставропольской женской гимназии. В августе 1889 г. рукоположен во священника, начал служить в родном поселке. За год с небольшим он аттестовал себя самым наилучшим образом: успел построить и наполнить утварью церковь, открыл церковно-приходскую школу, общество трезвости, книжный склад. Но самое главное - зарекомендовал себя ярким и талантливым проповедником. В октябре 1890 г. он был переведен на место законоучителя в Ставропольскую женскую гимназию. С 18 сентября 1890 г. законоучитель Ставропольской мужской гимназии. С 28 октября 1894 г. законоучитель Елисаветпольской гимназии. В июле 1897 г. переведен в Тифлисскую епархию. С 17 июля 1897 г. законоучитель 1-й Тифлисской женской гимназии, с 20 августа 1898 г. законоучитель 1-й Тифлисской мужской гимназии. 22 декабря 1900 г. назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата. 6 января 1901 г. Архиепископом Карталинским и Кахетинским Экзархом Грузии Флавианом (Городецким) возведен в сан протоиерея. 13 февраля 1901 г. стал редактором журнала "Духовный вестник Грузинского экзархата". С 21 августа по 9 октября 1901 г. был в командировке в Персии в г. Урмия для ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ. Эта командировка ознаменовалась тем, что о. Иоанну, предварительно выучившему язык персидских сиро-халдеев несториан, удалось добиться воссоединения с Православной Церковью трех епископов: Илии, Иоанна и Мариана. Уже во время своего служения в Грузии протоиерей В. заявил о себе как об активном общественном деятеле. Он прилагал немало усилий к торжеству русского дела на Кавказе. 25 мая 1900 г. при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, которое стремилось к пробуждению национального самосознания. Свои проповеди он часто посвящал памяти А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.В. Суворова, В.А. Жуковского, К.Д. Ушинского и других видных деятелей русской культуры.

В Тифлисе же состоялось знакомство о. Иоанна с владыкой Владимиром (Богоявленским), который в 1892-1898 годах занимал кафедру Архиепископа Карталинского и Кахетинского, Экзарха Грузии. Встреча эта в дальнейшем определила его судьбу. Митрополит Владимир, переведенный в 1898 году на Московскую кафедру, не забыл даровитого миссионера и проповедника. В 1905 г. владыке удалось добиться его перевода в первопрестольную. С 25 января 1906 г. протоиерей В. занял должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера. Как миссионер-проповедник (29 октября 1907 г. назначен Синодальным миссионером), о. Иоанн исколесил практически всю страну. Справедливо замечает А. Светозарский: "Поставление о. Иоанна Восторгова на "всероссийское миссионерство" было воистину промыслительно. Россия должна была услышать его голос, и он зазвучал на всю страну: от Черного моря до Тихого океана. Если мы вглядимся в географию выступлений о. Иоанна, то невольно возникает вопрос: когда же он успевал все это, как у него хватало сил? Москва, Иркутск, Владивосток, Чита, Красноярск, Харбин, Томск, Омск, Таврическая губерния, Кубань, Кронштадт - вот далеко не полный перечень его поездок по России лишь за 1908 год. Поражает и многообразие тем проповедей и печатных выступлений отца Иоанна. И в своей проповеднической деятельности и во всем своем церковном служении он всегда стремился к охвату всех аспектов церковной, государственной, общественной и семейной жизни; видел свою задачу пастыря и проповедника в том, чтобы дать событиям и явлениям ежедневной быстротекущей жизни осмысление, согласное с духом Евангелия" (23, с.37). 1 июня 1906 г. протоиерей В. был избран членом Предсоборного Присутствия при Св. Синоде по 2-му отделу. 6 декабря 1906 г. награжден митрой.

Он оказался в Москве в самый разгар революционных беспорядков, и сразу активно включился в антиреволюционное черносотенное движение. Вступил в основанную В.А. Грингмутом Русскую Монархическую Партию (РМП), стал членом московского отдела Союза Русского Народа (СРН). На Втором Всероссийском Съезде Русских Людей в Москве 6-12 апреля 1906 г. (2-й Съезд) протоиерей В. выступал с докладом о русском деле на Кавказе. Как делегат от РМП и Московского СРН участвовал в работах Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 г. (3-й Съезд). 5 октября 1906 г. он произнес проповедь по случаю дня тезоименитства Наследника Цесаревича, в которой, обратившись к подвигу митрополита Московского Алексия, размышлял о роли духовенства в истории Отечества. "Нет в мире более народного духовенства, как в России. Таким его сделала история", - сказал о. Иоанн. Этому особенно учит пример Святителей Московских. А посему "все, что не народно и не патриотично, должно оставить ряды служителей Церкви, уйти из ее священной дружины, чтобы не смущать боголюбивого и царелюбивого народа Русского" (25, с.74). На Съезде он был членом комиссии по выработке постановления об объединении монархических партий. По итогам 3-го Съезда о. Иоанн был избран одним из трех членов Главной Управы Объединенного Русского Народа (вместе с князем М.Л. Шаховским и А.И. Дубровиным) - руководящего органа Черной Сотни. После неожиданной болезни и смерти в конце сентября 1907 г. В.А. Грингмута возглавил РМП, переименованную вскоре в Русский Монархический Союз (РМС). Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания - интеллектуального штаба монархистов Москвы. Помимо организаторской деятельности о. Иоанн неустанно проповедовал, выступал с обращениями и воззваниями. В августе 1907 г. участвовал в работе Нижегородского миссионерского съезда. В 1908 г. на 4-м миссионерском съезде в Киеве выдвинул как одну и главных задач духовенства борьбу с социализмом.

После подавления революции 1905-1907 гг. власть приступила к ликвидации одной из главных причин беспорядков - крестьянского безземелья. В России началось грандиозное переселенческое движение, и на передний план выдвинулась задача организации духовного окормления русских переселенцев. В 1908 г. о. Иоанн совершил поездку по Дальнему Востоку. По возвращении в ноябре он был принят Императором Николаем II. Государь поддержал его замысел учредить Братство Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах. В марте 1909 г. протоиерей В. по Высочайшему повелению был командирован в Сибирь и страны Дальнего Востока для обследования духовных школ и миссий и для обустройства переселенческих пунктов. Он посетил Японию, Китай и Корею, а затем через Владивосток, Хабаровск и другие города Сибири вернулся в Москву. На переселенческом пункте в Сретенске на площади для шести тысяч переселенцев о. Иоанн отслужил молебен, после которого произнес вдохновенную проповедь на тему "Зачем вы едете в Сибирь и что с собой несете?". По окончании молебна он навестил больных, причем, не взирая на предупреждения врачей, посетил бараки с заразными больными.

С 1908 г. черносотенное движение начали сотрясать расколы, сопровождавшиеся подчас ожесточенной внутренней борьбой. На острие этой борьбы оказался протоиерей В. Сначала против него выступил с целой серией статей консервативный публицист Н.Н. Дурново. Затем в кампанию против него включились и некоторые издания близкие к А.И. Дубровину. Дело в том, что у протоиерея В. не сложились отношения с лидером СРН. Дубровин подозревал активного московского священника в стремлении занять место председателя Союза. Из-за разногласий и внутренней борьбы в июне 1908 г. о. Иоанн и архимандрит Макарий (Гневушев) вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН, а весной 1909 г. Дубровин добился исключения протоиерея В. из Союза. Напротив, довольно близкие отношения были у о. Иоанна с противником Дубровина В.М. Пуришкевичем. Он был одним из учредителей и с 1908 г. по середину 1915 г. членом Главной Палаты созданного Пуришкевичем Русского Народного Союза имени Михаила Архангела (РНСМА). Во время своих многочисленных поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Туркестану о. Иоанн открыл там много отделов РНСМА. С 1908 г. антивосторговские публикации регулярно начали появляться в органе Главного Совета СРН газете "Русское знамя" и ярославской газете "Русский народ". В 1909 г. на основе этих публикаций была издана брошюра "Правда о расколе в среде правых". Анонимные авторы называли главными орудиями раскола Пуришкевича и протоиерея В. В своих обвинениях противники московского священника-черносотенца дошли до того, что намекали будто неожиданная смерть очень влиятельных деятелей московской Черной Сотни В.А. Грингмута и Ю.П. Бартенева дело рук протоиерея В. (18, с. 12).

Неурядицами не преминули воспользоваться противники черносотенцев среди священноначалия. Под лукавым лозунгом "Церковь вне политики" была предпринята очередная попытка запретить духовенству участие в деятельности политических партий. Поскольку клирики и монашествующие были членами главным образом Черной Сотни, удар наносился именно по монархическому движению. В январе 1909 г. протоиерею В. удалось отстоять в Св. Синоде мысль о необходимости участия духовенства в правых партиях и союзах. Большую роль сыграло то, что о. Иоанну выразил доверие Государь, пожаловав орден Св. Владимира 3-й ст. и подарив монархическим союзам Москвы Свой портрет. Вдохновленный Царской милостью в марте 1909 г. он отбыл в очередную миссионерскую и пропагандистскую поездку по Сибири, Дальнему Востоку, Японии и Китаю. По возвращении организовал в Москве 12 августа 1909 г. пастырские курсы, которые выполняли важнейшую по тем временам задачу - готовили священнослужителей и миссионеров для епархий Сибири и Дальнего Востока. Епископ Евлогий (Георгиевский), лично познакомившийся с организацией курсов, высоко оценивал деятельность протоиерея В., как заведующего курсами, и вспоминал о нем, как о "человеке незаурядного ума и большой энергии" (21, с. 199). 9 сентября 1909 г. о. Иоанн был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме. 6 октября 1909 г. протоиерей В. был избран почетным членом Казанской Духовной Академии. Редкий случай, когда священнослужитель, не имеющий высшего духовного образования, удостаивался такой чести.

В условиях раскола в монархическом движении о. Иоанн попытался собрать объединительный съезд в Москве. Последний Всероссийский Съезд Русских Людей состоялся весной 1907 г. С того времени произошли серьезные изменения политической ситуации в стране, в монархическом движении возникли внутренние распри. Для определения тактики действий черной сотни в послесмутное время, для примирения враждующих, для объединения сил нужен был съезд монархистов. И в 1909 г. протоиерей В. совместно с архимандритом Макарием (Гневушевым), В.М. Пуришкевичем, профессорами И.Г. Айвазовым и В.Ф. Залесским попытался организовать такой объединительный форум. Однако их противники заподозрили тут тайные намерения. Решительным противником созыва съезда выступил Главный Совет СРН. Съезд все-таки состоялся - Съезд Русских Людей в Москве 27 сентября-4 октября 1909 г. (Съезд "Восторговский"). В его работе приняли участие многие видные деятели монархического движения: два архиерея епископ Серафим (Чичагов), почетный председатель Съезда и епископ Стефан (Архангельский), три будущих архиерея архимандрит Макарий (Гневушев), иеромонах Нестор (Анисимов) и протоиерей Епифаний Кузнецов (будущий Епископ Селенгинский Ефрем), депутаты Государственной Думы В.М. Пуришкевич и Г.А. Шечков, профессора И.Г. Айвазов и В.Ф. Залесский, Н.Н. Родзевич, К.П. Пасхалов, Р.Ф. Еленев, К.П. Степанов, Б.В. Назаревский и др. Однако достичь поставленных целей не удалось. Делегатов от СРН на Съезде не было. А.И. Дубровин и его сторонники, равно как Н.Е. Марков и его сторонники заняты были внутренней борьбой и проигнорировали монархический форум в Москве. Попытка объединения не состоялась.

13 марта 1910 г. Государь принял депутацию московских монархистов во главе с протоиереем В. А 9 мая 1910 г. о. Иоанн отбыл в очередную поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Возвращаясь в Москву, он организовал в Иркутске 25 июля 1910 г. Общемиссионерский сибирский съезд, на котором сделал доклад о задачах православных миссионеров в Сибири. В работе Съезда приняли участие крупные знатоки сектантства и старообрядчества (В.М. Скворцов, Н.М. Гринякин и о. Д. Александров). Сразу по окончании миссионерского съезда 8 августа 1910 г. под руководством о. Иоанна состоялось Совещание представителей сибирских монархических организаций, в работе которого приняли участие руководители черносотенных союзов Владивостока, Никольска-Уссурийского, Читы, Красноярска, Томска, Иркутска и других городов. На этом совещании он выступил с речью о задачах монархистов на далекой окраине России.

В 1910 г. протоиерей В. проявил себя и на ином поприще. При Московском Обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, которым руководила княгиня С.А. Голицына, был создан Союз христианских матерей под председательством графини З.В. Коновницыной. По просьбе этих достойнейших русских женщин протоиерей В. проводил раз в неделю богословские беседы в Союзе. В начале февраля 1910 г. княгиня Голицына обратилась к митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому) с просьбой разрешить открыть при обществе женские научно-богословские курсы. 5 февраля 1910 г. владыка Владимир одобрил идею и поручил устройство курсов о. Иоанну, который разработал их Устав. 15 сентября митрополит одобрил рапорт протоиерея В. об открытии курсов и назначил его заведующим курсами. Согласно Устава целью курсов, рассчитанных на два года, было: "а) научное изложение веро и нравоучения христианского, в связи с главнейшими науками из круга богословского ведения, в связи с современными запросами мысли и жизни в среде образованного общества, притом в строгом соответствии с учением Св. Православной Церкви, каковое условие единственно дает истинному богословскому велению достоинство и характер действительной научности, и б) изложение теории и практики христианской педагогики, в связи со свидетельствами истории Церкви, учением Св. Отцов, и, в частности, в применении к воспитанию и обучению детей дошкольного и школьного возраста истинам веры, а также к преподаванию сих истин народу в народных и иных чтениях, лекциях и т.п." (14, с.3). Курсы официально назывались "Женские богословские курсы в Москве при Союзе христианских матерей Общества содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей". Они были открыты 11 октября 1910 г., на них записалось 130 человек. Занятия проходили 2 раза в неделю по средам и пятницам с 6 до 9 часов вечера. Впоследствии, 8 ноября 1916 г. (задержка произошла ввиду начавшейся войны) на базе этих курсов были открыты Высшие богословско-педагогические курсы при Скорбященском монастыре. В том же 1910 г. по инициативе князя Н.Д. Жевахова был поднят вопрос о строительстве в итальянском городе Бари, где почивают св. мощи Святителя Мир Ликийских Николая Чудотворца Подворья и странноприимного дома. Палестинское общество поддержало эту инициативу, и уже с 4 по 30 января 1911 г. в Бари была командирована делегация, чтобы купить участок земли для Подворья. Протоиерей В. был в составе этой делегации. Не переставал он заботиться и о духовных нуждах сибирских переселенцев. И в 1911 г., и в 1912 г. бесперебойно работали Пастырские курсы, готовившие священнослужителей и псаломщиков для епархий Сибири и Дальнего Востока. Непременным заведующим этими курсами был протоиерей В. 31 мая 1913 г. о. Иоанн был назначен настоятелем одного из крупнейших и красивейших храмов России - Покровского собора на Рву (Василия Блаженного) в самом центре Москвы.

В 1913 г. Св. Синод принял таки решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических союзов и партий. Руководящие должности в черносотенных организациях вынуждены были оставить многие представители активной части духовенства. В сентябре 1913 г., выполняя решение Св. Синода, протоиерей В. и архимандрит Макарий (Гневушев) покинули посты в руководстве РМС. Вместо себя о. Иоанн предложил избрать руководителем РМС отставного полковника В.В. Томилина. Однако на эту должность претендовал активный деятель московской Черной Сотни, в прошлом близкий сподвижник о. Иоанна В.Г. Орлов. Он был весьма популярен среди рабочих-железнодорожников, из числа которых создал отдел РМС. Однако к тому времени он опорочил свое имя тем, что из корыстных побуждений открыл в Москве притон азартных игр, который вскоре был закрыт московским градоначальством. После того как было принято предложение протоиерея В., сторонники Орлова покинули заседание, а затем на своем собрании в ноябре 1913 г. самочинно исключили о. Иоанна и Томилина из Союза. За это Орлов и его группа сами были исключены из РМС. Однако группу Орлова принял к себе в Союз Михаила Архангела В.М. Пуришкевич. Видимо, это стало неприятным сюрпризом для протоиерея В., который немало сделал для становления и развития РНСМА, и вправе был рассчитывать хотя бы на благодарность. И он вышел из состава Главной Палаты РНСМА. Освободившись от организационных обязанностей, о. Иоанн смог больше внимания уделять литературно-издательской деятельности. При его непосредственном участии - как редактора, издателя и автора - выходил целый ряд православно-монархических изданий в Москве: газета "Церковность", "Московские церковные ведомости", ежедневная монархическая газета РМС и Русского Монархического Собрания "Патриот", газета "Русская земля", журналы "Верность" и "Потешный". В 1913 г. вышел в свет первый том "Полного собрания сочинений протоиерея Иоанна Восторгова". До 1916 г. ему удалось издать пять томов своих сочинений. Не перестал он заниматься духовным просвещением паствы и в годы мировой войны, когда главным делом стала забота о нуждах больных и раненых воинов. В 1915 г. он издал сборник речей и поучений под названием "Вопросы религии и православия в современной великой войне". А последний четвертый выпуск сборника "Во дни войны. Голос пастыря-патриота" ему удалось выпустить даже в 1917 г. В ночь на 17 января 1915 г. о. Иоанн понес страшную утрату: после непродолжительной, но тяжелой болезни скончалась его жена Елена Евпловна. Теперь не было препятствий к принятию монашества, к чему он давно стремился. И в 1915 г., как о деле вполне решенном, ходили слухи о его близкой хиротонии во епископа (не то викария Московской епархии, не то Иркутского). В том же году протоиерей В. был избран членом Государственного Совета, но его кандидатуру не утвердил Св. Синод. Якобы неутверждению результатов выборов в состав Госсовета и хиротонии сумел воспрепятствовать А.И. Дубровин, который передал одно из изданий протоиерея В., где он обличал Григория Распутина, А.А. Вырубовой.

События февраля 1917 г. стали тяжелым испытанием для всех монархистов-черносотенцев. Сгустились тучи и над протоиереем В. Его собрат священник Троицкой церкви на Арбате о. Н.А. Романский рекомендовал властям немедленно арестовать о. Восторгова как "тайного и убежденного вдохновителя старого строя" (17, с.131). Впрочем, власти тогда не вняли призыву революционного попа. В феврале 1917 г. наступило настоящее всенародное помешательство. По улицам городов проходили многотысячные демонстрации. На площадях шли нескончаемые митинги. Все поздравляли друг друга с "падением тирании". Этот вирус сумасшествия заразил даже духовенство, которое питало иллюзии, что с отречением Царя в положении духовного сословия ничего не изменится. Напротив, станет еще лучше, так как ослабнет мелочная опека со стороны государства. Поэтому священнослужители не протестовали в связи с отречением Государя от престола. Не были исключением и московские священники. 7 марта прошло совещание представителей духовенства Москвы, на котором было принято решение "во имя пастырского и патриотического долга" подчиниться Временному правительству. Таким решением московские священники, как впрочем ранее и Святейший Синод, фактически отрекались от Царя. Правды ради следует сказать, что среди тех, кто принимал такое решение был и протоиерей В. Более того, он был избран председателем того злополучного совещания духовенства Москвы. Но, подобно Апостолу Петру, о. Иоанн вскоре мученической кончиной доказал свою верность Богу и Царю. После Февральской революции Церковь жила подготовкой к Поместному Собору. Этому важнейшему в жизни Церкви событию были подчинены все устремления как пастырей, так и мирян. Протоиерей В. был участником Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором выступал с речью. В это время он был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917-1918 гг.

В самый разгар заседаний Церковного Собора власть захватили большевики. Протоиерей В. сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. В газете "Церковность", которую ему еще удавалось издавать, он писал: "Ибо одна Церковь остается у нас вне партий. Наше правительство, если оно есть представляет собой не народ, не страну, а только власть класса, да и то не целого, а только одной части его; наши газеты представляют каждая только свою партию; только одна Церковь представляет весь верующий русский народ и способна сказать здравое и смелое слово" ("Церковность" от 11 февраля 1917 г.). С захватом власти откровенными богоненавистниками о. Иоанн начал использовать на всю мощь свой дар блестящего проповедника. С вразумлениями и увещеваниями к народу он обращался не только с амвона. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. "Под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди и, исполняя долг пастыря, сознательно шел навстречу мученичеству", - пишет современный автор (23, с.38). Особое значение его службам и проповедям придавал тот факт, что в соборе Василия Блаженного почивали мощи св. мученика Гавриила Белостокского, младенца, ритуально замученного иудеями. Во время мировой войны св. мощи мученика Гавриила были перевезены из находящихся под угрозой оккупации западных областей в Москву. Чекисты давно следили за о. Иоанном, подыскивая только удобный повод для ареста. Поначалу его хотели обвинить в антисемитизме, но затем более подходящим поводом, видимо, сочли историю с продажей Епархиального дома. 30 мая 1918 г. он был арестован в своей квартире вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), его давним знакомым, который участвовал в Поместном Соборе и с началом смуты не смог уже вернуться в свою Иркутскую епархию. Одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н. Ремизов. Им было предъявлено обвинение в том, что они дали согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника - Московской епархии. Для пропагандистского обеспечения своих действий богоборческая власть провела информационную атаку. 8 июня 1918 г. в газете "Известия" появилась статья "Коммерческая сделка Патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и Ко".

Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во Внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему удавалось совершать богослужения в тюремной церкви. Он стал одной из первых жертв "красного террора" и был расстрелян вместе с епископом Ефремом, И.Г. Щегловитовым, Н.А. Маклаковым, С.П. Белецким, А.Н. Хвостовым и др. на Братском кладбище (снесено в конце 20-х гг.).

Митрополит Евлогий (Георгиевский) в своих воспоминаниях передает такие подробности мученической кончины о. Иоанна: "умер доблестной смертью христианского мученика, перед расстрелом напутствовал и ободрял своих братьев" (21, с.200). До нас дошел и другой рассказ о мученической кончине о. Иоанна и других видных черносотенцев. В эмигрантском монархическом журнале "Двуглавый орел" в 1922 г. был напечатан отрывок из воспоминаний одного эсера, сидевшего в это время в Бутырской тюрьме и встретившегося там с человеком, который был свидетелем расстрела монархистов. "По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных "смертников", после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. "Я готов", заключил о

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Отвѣтить
moderator




Постъ N: 35
Зарегистрированъ: 04.01.08
Откуда: Россiя, Москва

Замѣчанія: За хулу на Вѣру и Святаго Мученика Царя Николая II.',
ссылка на сообщеніе  Отправлено: 19.02.08 13:47. Заголовокъ: Источник http://www..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Отвѣтить
Отвѣтъ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифтъ малый шрифтъ надстрочный подстрочный заголовокъ большой заголовокъ видео съ youtube.com картинка изъ интернета картинка съ компьютера ссылка файлъ съ компьютера русская клавіатура транслитераторъ  цитата  кавычки моноширинный шрифтъ моноширинный шрифтъ горизонтальная линія отступъ точка LI бѣгущая строка оффтопикъ свернутый текстъ

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участникъ сейчасъ на форумѣ
- участникъ внѣ форума
Вседаты въ форматѣ GMT.   2 час. Просмотровъ сегодня: 3
Права: улыбки да, картинки да, шрифты да, голосования нѣтъ
аватары да, автозамена ссылокъ откл., преревизія вкл., правка нѣтъ